22 апреля 2019
7033

Берзарин Николай Эрастович – биография

Berzarin Nikolay Erastovich
19 марта 1904 года
Советский военачальник, Герой Советского Союза (6 апреля 1945), первый комендант взятого советскими войсками Берлина, генерал-полковник (20 апреля 1945). Родился 1 апреля 1904 года в городе Санкт-Петербурге в семье рабочего. Его брат и 4 сестры рано остались без родителей: отец умер в 1917 году, мать - в 1918 году. В 1913 году он поступил на вечерние курсы в Петроградской начальной школе, закончил образование со специальностью "переплётчик". 14 октября 1918 года добровольно вступил в Красную Армию и сражался на Северном фронте против белогвардейцев и английских войск. В 1921 году участвовал в подавлении Кронштадтского восстания, и в должности помощника начальника пулемётной команды и командира взвода - в разгроме повстанческих отрядов в Амурской области (1924). В 1923 году окончил курсы комсостава. С 1922 член ВЛКСМ. С 1926 года, после окончания учебных курсов офицеров пехоты в Москве, - член ВКП(б). В 1925 он сочетался браком со служащей сберегательных касс Натальей Просинюк, с которой у них родились две дочери: Лариса (1926) и Ирина (1938). Окончил в 1925 году пулемётные курсы при Стрелково-тактических курсах усовершенствования комсостава РККА "Выстрел" имени Коминтерна и в 1927 году - повторно окончил курсы комсостава Сибирского военного округа. В 1927 году возвращается в Сибирь, где назначается командиром учебного подразделения школы командиров в Иркутске. Активно участвует в боях на КВЖД, после чего много лет продолжает службу на Дальнем Востоке. С 1931 года командовал ротой, затем с 1933 года служит в штабе ОКДВА в Хабаровске помощником начальника отдела боевой подготовки и командиром для особых поручений. С 1934 года в штабе Приморской группы войск. С 1935 года - командир и военком (с 1936) стрелкового полка 26-й стрелковой дивизии. В августе 1937 назначен начальником 2-го отдела штаба Приморской группы войск. С июня 1938 года командовал 32-й стрелковой дивизией. В этой должности участвовал в боях у озера Хасан. В феврале 1939 года назначен командиром 59-го стрелкового корпуса ОКДВА , а в июле 1940 года - заместителем командующего 1-й Краснознамённой армией Дальневосточного фронта. 4 июня 1940 было присвоено звание генерал-майор. С мая 1941 года - командующий 27-й армией Прибалтийского Особого военного округа. В Великую Отечественную войну вступил командующим этой армией, участвовал в Прибалтийской оборонительной операции, затем оборонялся в районе озера Селигер в составе Северо-Западного фронта. С декабря 1941 года командовал 34-й армией Северо-Западного фронта; участвовал в Демянской операции 1942 года. С октября 1942 года был заместителем командующего 61-й армией, позднее - 20-й армией. В марте 1943 года - тяжело ранен под Вязьмой, после чего находился до августа 1943 года в военном госпитале. Генерал-лейтенант (28 апреля 1943 года). С сентября 1943 года - командующий 39-й армией на Западном, Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах. Участвовал в зимних наступательных боях 1943-1944 годов на витебском направлении (Витебская наступательная операция). С мая 1944 года командовал 5-й ударной армией на 3-м Украинском фронте и на 1-м Белорусском фронте с октября 1944 года. Отличился в наступательных операциях Советских Вооружённых Сил: Ясско-Кишинёвской (его армия освободила Кишинёв), в Висло-Одерской (армия Берзарина прорвала немецкую оборону и обеспечила ввод в прорыв ударной группировки фронта - 2-й гвардейской танковой армии), в Берлинской операциях. На подступах к Берлину армия наступала в составе главной ударной группировки фронта, а в штурме Берлина 5-й ударной армии под командованием была поручена боевая задача особой важности - овладеть районом правительственных кварталов, расположенных в центре города, в том числе имперской канцелярией, где находилась ставка Гитлера. Ударная армия вошла в берлинский район Марцан (нем. Marzahn) 21 апреля. Учитывая наиболее успешное продвижение 5-й ударной армии при штурме Берлина и выдающиеся личные качества её командарма, удостоенного накануне Берлинской операции звания Героя Советского Союза, маршал Жуков назначает 24 апреля 1945 года первым советским комендантом и начальником советского гарнизона г. Берлин. 28 апреля 1945 года был опубликован подписанный приказ N 1 "О переходе всей полноты власти в Берлине в руки советской военной комендатуры". Городская комендатура разместилась в районе Лихтенберг (нем. Lichtenberg), в то время как штаб-квартира советского гарнизона, которая также подчинялась ему, находилась в районе Карлсхорст. Как городской комендант он выступает за восстановление порядка, создаёт городскую полицию и предоставляет заказы для снабжения населения. Кроме того, он приглашает первый послевоенный магистрат и беспокоится об оживлении культурной жизни в городе. 16 июня 1945 года погиб в автокатастрофе на перекрёстке Шлоссштрассе и Вильгельмштрассе (ныне Ам-Тирпарк и Альфред-Ковальке-Штрассе) в берлинском районе Фридрихсфельде (нем. Friedrichsfelde). Его гибель породила несколько версий смерти, слухов и легенд. По первой версии, причиной аварии явилось то, что генерал раньше ездил по Берлину на двухколесном американском мотоцикле "Harley". В то утро он впервые сел за руль подаренного ему накануне трофейного немецкого "Z?ndapp KS 750" с коляской, который за габариты и массу называли "зелёный слон". На перекрестке Шлоссштрассе-Вильгельмштрассе наперерез шла колонна советских грузовиков со стройматериалами. Мотоцикл генерала на скорости 70 км/ч приблизился к перекрестку, и генерал, решив проскочить сквозь колонну, нажал на газ. Однако сказались отсутствие навыков езды на мотоцикле с коляской, потерял управление, и ударившись о левый борт грузовика, получил множественные тяжелые ранения головы и груди, и погиб на месте. Вместе с ним погиб его ординарец, сидевший в коляске мотоцикла. Эта версия как "официальная", была подана в Москву Сталину. По свидетельству немецкого историка-исследователя, автора биографической книги, директора Немецко-русского музея в Карлсхорсте, д-ра Петера Яна, при вскрытии в крови у были также обнаружены следы алкоголя. Серьёзная стадия опьянения была и у водителя грузовика. По другой версии, которую также озвучил др. Петер Ян, по показаниям одного свидетеля аварии, никакой колонны грузовиков не было. Мотоцикл на полном ходу врезался передним колесом в высокий каменный бордюр и мотоциклист, вылетев из седла, пролетел большую дугу в воздухе. Третья версия исходит от Фритца Ковиршке, шофера крупного берлинского полуподпольного предпринимателя Ф. Ашингера, с которым приходилось иметь дела в связи со снабжением города продовольствием. Однажды генерал взял себе в фирме Ашингера дорогой спортивный "Horch" с номерными знаками IA-7001. Вскоре его "Horch" попал в ДТП со смертельным исходом на гоночной трассе АФУС под Берлином.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован