24 ноября 2008
2174

Утилизация шин: история с продолжением

Совершенно неожиданное мирное развитие получил конфликт, разгоревшийся пару месяцев назад в Брянской области из-за широкой огласки проекта "Пеликан" - установки по сжиганию шин, которую планировалось запустить на одном из крупнейших предприятий области - заводе "Мальцовский Портландцемент".

Суть идеи была проста: на брянском дочернем предприятии планировалось в кратчайшие сроки реализовать проект "Пеликан". "Портландцемент" планировал заняться утилизацией (сжиганием) выработавших срок годности и не подлежащих переработке автомобильных шин и покрышек, поставляемых в город Фокино, где, собственно, и функционирует завод, из-за рубежа. Вот эта самая "зарубежная" продукция и стала для общественности, экологов, а затем и властей камнем преткновения.

Скандал, поднятый экологами, разгорелся не на шутку. "Круги по воде" затронули всех: население, власти, СЭС. Мирно подписанный в самом начале "утилитарной" истории протокол о всеобщем одобрении реализации проекта, который мог увеличить доход предприятия примерно на 18-20%, был поэтапно аннулирован. Сначала от своей подписи под документом отказался первый замгубернатора Николай Сарвиро, за ним последовали остальные официальные лица.

В конце концов, экологи обвинили администрацию в нарушении статьи 17 Закона Российской Федерации "О переработке и ввозе химикатов на территорию России" и несоответствии областному закону "О химическом оружии и токсичных веществах" и взяли "шинное дело" под свой контроль.

О том, как обстоит дело с внедрением спорной технологии в настоящее время, корреспонденту rcc.ru рассказала Комогорцева Людмила Кимовна, возглавляющая брянское региональное отделение общественной организации "За химическую безопасность!". Интервью было взято буквально накануне абсолютно беспрецедентного для Брянской области события - официального создания общественной экологической экспертизы, которой и предполагалось поручить проверку всех плюсов и минусов технологии "Пеликан".

rcc.ru: Как обстоят дела с "Портландцементом" на сегодняшний момент?

Л.К. Комогорцева: Я встречалась с руководством "Штерн-цемента" по поводу создания комиссии (общественной экологической экспертизы - прим.ред. ). Они готовы взять на себя все расходы, а мы проводим экспертизу по полной программе: с анализами, с отбором проб, с исследованием и изучением технологии, с составлением ТЭО (технолого-экономическое обоснование). Три месяца работаем, после этого даем предварительное заключение. Мы едем на другое предприятие, которое работает - сжигает эти шины, и т.д. Мы смотрим вообще состояние очистных фильтров "Портландцемента". Как выяснилось, сейчас они даже не работают.

rcc.ru: То есть на проверку дал согласие сам г-н Штернфельд?

Л.К. Комогорцева: Да. Он в декабре должен встретиться со мной еще раз лично. Во всяком случае, я дала согласие быть председателем комиссии. Без зарплаты. Хотя у меня ряд экспертов запросили за работу минимум пятьсот долларов в месяц. Единственное, о чем просит руководство "Штерн-цемента", все наши исследования считать их собственностью, даже если будет отрицательное заключение. Они хотят забрать эти материалы. Мне сказали так: у нас есть предприятия, где мы можем это сделать. Единственное, на чем мы будем настаивать: когда вы обнародуете свое заключение, если оно будет отрицательное, мы не будем ломать, не будем настаивать, единственно, мы скажем, сколько вы на этом потеряли денег. Меня устраивает такая договоренность.

rcc.ru: В какой стадии сейчас "проверочные" работы?

Л.К. Комогорцева: Сейчас документы по технологии "Пеликан" размножены для первичного ознакомления нашими местными экспертами. Что же касается самого "Портландцемента" Фильтры там сейчас в ужасном состоянии - вот уже два года. Так что надо смотреть, разбираться. В ближайшее время мы туда поедем. Хотя мне на "Штерн-цементе" сказали сразу: мы все равно будем палить, если не у вас, то в Рязани. Но нам все равно нужна эта экспертиза, чтобы, грубо говоря, не нарваться во второй раз

rcc.ru считает нужным добавить, что утилизация шин, безусловно, необходима, но обязательно ли ее проводить методом сжигания - вопрос спорный. Зато бесспорно другое - буквально недавно губернатор Брянской области подписал первое в истории брянской экологии Распоряжение N 458-р "Об общественной экологической экспертизе", в котором, в частности, сказано:

"В связи с обращением Брянской областной общественной организации "За химическую безопасность" и на основании статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе":

1. Поддержать инициативу Брянской областной общественной организации "За химическую безопасность" об организации и проведении общественной экологической экспертизы предложений руководства компании "Штерн-цемент" по использованию в качестве альтернативного топлива энергии от сжигании в цементных печах ОАО "Мальцовский Потрландцемент" автомобильных покрышек.
2. Рекомендовать Брянской областной общественной организации "За химическую безопасность" в экспертную комиссию по проведению общественной экологической экспертизы включить кандидатуры согласно приложению к настоящему распоряжению, а также направить в администрацию области результаты экспертизы не позднее 1 марта 2002 года.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации (губернатора) области Оненко П.Е."

Таким образом, губернатор дал Людмиле Комогорцевой (именно она возглавит экологическую экспертизу, в состав которой вошли четырнадцать человек) "добро" на самый тщательный анализ сложившейся ситуации. Судя по всему, решение, которое вынесут эксперты, будет для Брянской области окончательным и обжалованию, что называется, не подлежащим. При этом односторонней экспертиза тоже не станет: в состав комиссии вошли представители обеих заинтересованных сторон. "Портландцемент", например, представляют сразу два члена комиссии: во-первых, лично новый генеральный директор ОАО Виктор Платонов (это он, если верить экологам, прибыл на смену Борису Севостьянову из Карачаево-Черкессии, где возглавлял завод, буквально "живший" за счет сжигания шин) и его первый заместитель (он же депутат областной Думы) Александр Костин. Кроме того, в составе экспертизы есть представитель департамента строительства обладминистрации (Александр Ермаков вместе с Людмилой Комогорцевой возглавляет комиссию), представители СЭС, комитета природных ресурсов, администрации Дятьковского района (напомним, город Фокино, где расположен "Портландцемент", живет под "юрисдикцией" именно этого района Брянской области) и, естественно, самих экологов. Согласие на участие в беспрецедентной акции дал даже президент общественного союза "За химическую безопасность", доктор химических наук Лев Федоров.

Что касается даты начала работы экспертизы, то, как сказала в недавнем телефонном интервью с корреспондентом rcc.ru Людмила Комогорцева: "Мы можем начать работу хоть сегодня. Время тянуть зря не будем".

20/12/2001
rcc.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован