27 июля 2006
1347

Рост цен на бензин. Комментарий президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши

Цены на бензин, которые полгода не вызывали беспокойства автомобилистов, вновь стали расти. Их, правда, пока на копейки начали поднимать практически все автозаправки Центральной России и Среднего Урала. А накануне прозвучал конкретный прогноз. К декабрю средняя стоимость литра топлива может достичь 20 рублей за литр. Автором прогноза стал президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша.

- Откуда взялась цифра в 20 рублей?

В этом году и правительство, и нефтяники пообещали, что цены будут расти на уровне инфляции и их рост не превысит 10 процентов. 10 процентов - это примерно 2 рубля. В случае если рост цен продолжится, то прибавьте к нынешним средним ценам на бензин эти 2 рубля, и вы получите среднюю стоимость бензина в 20 рублей.

Однако оптовые цены поднялись значительно выше. С начала июля - на 1000 рублей за тонну, то есть на 4-5 процентов. Розница пока держится, до максимума не дошла, но движется к нему. Хотя, если честно, с трудом верится в то, что розничные торговые компании не будут поднимать цены при поднятии их оптовиками.
Кроме того, цены на топливо привязаны к мировым ценам на нефть. Особенно это россияне ощутили в 2004-2005 годах, именно тогда их рост превысил инфляцию и был связан с безумным ростом цен на мировых рынках. Кстати, в США горючее уже подскочило до рекордной для американцев цены - 3,015 доллара за один галлон (или 21,5 рубля за литр). Но при этом нужно учесть, что в долларовом эквиваленте цены на бензин в России и США в последнее время всегда растут примерно одинаково.

- Недавно в минэкономразвития предложили отменить пошлину на ввоз в Россию автомобильного бензина. Сейчас она составляет 5 процентов от стоимости ввозимого топлива. Цель отмены пошлины одна - повысить конкуренцию на рынке нефтепродуктов. Эта мера действительно окажет положительное влияние на цены?

Думаю, что нет. Цена у импортеров на топливо в два раза выше, чем в России.

- Тогда зачем нужно отменять пошлины?

С трудом понимаю. Можно предположить, что это делается в целях поддержки лжереэкспорта. Когда некая нефтяная отечественная компания вывозит топливо за рубеж, а потом ввозит обратно, получая значительно большую прибыль. Но, как вы сами понимаете, от конкуренции на рынке нефтепродуктов это далеко.

- А как вы относитесь к тому, чтобы компании снова заморозили цены?

Даже мягкий вариант вмешательства правительства в вопросы ценообразования - договоренности о замораживания цен на бензин - не срабатывает. Я не исключаю, что замораживание позволяло нефтяникам получать не только политический капитал, но и выиграть экономически. Получить преференции от правительства. Были приняты законы о дифференциации налога НДПИ. Сейчас в Думе находятся законопроекты "О дифференциации акцизов", об обнулении пошлин для импортного оборудования. К тому же за счет именно моратория с сентября прошлого года цены на бензин в рознице падали и удерживались потому, что накануне компании их слишком высоко подняли, а после этого по законам рынка пошло снижение цен.

- Ждет ли россиян помимо роста цен еще и дефицит бензина?

Не думаю. По моим сведениям, дефицит наблюдался в мае-июне, причем в оптовом звене, потому что ряд заводов стоял на профилактике. В рознице же нехватки топлива вообще никто не почувствовал.

Что касается практических советов, то на это глава Московской топливной ассоциации вполне всерьез заметил, что автолюбителям либо придется привыкнуть к новым ценам, либо перейти на маломощные авто и использовать альтернативное, более дешевое топливо - газ.

27.07.2006

Российская газета

http://www.au92.ru/msg/20060727_159y1x2.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован