26 сентября 2006
1588

Олег Султанов: Разговор в пользу богатых

Почему реальная самодостаточность нефтяной сферы России наотмашь бьет по карману практически каждого жителя страны?

Сотни читателей "Московской правды" интересуются явным парадоксом: и при росте, и при снижении мировых цен на углеводородное сырье все нефтяные компании в России реагируют лишь одним образом - повышают отпускные цены на бензин.

Столичный автолюбитель Дмитрий Юрков, инженер из Пензы Василий Ларич, пермская студентка Оксана Максименок, десятки других наших читателей и подписчиков отмечают, что за истекшие 8 месяцев нынешнего года объем добычи нефти увеличился почти на 2,5%, составив 318 млн. тонн. Дрожит от напряжения и Ее Величество Экспортная труба. Но в стране проходят и намечаются все новые и новые общественные акции против повышения цен на бензин. Он, например, в Санкт-Петербурге лишь за прошлую неделю подорожал почти на 1,5%.

В середине сентября премьер М. Фрадков попробовал договориться с нефтяными олигархами об ограничении роста цен на топливо, делая упор на то, что цены на продукты нефтепереработки вносят свой подлый вклад в рост инфляции. Нефтяникам даже было обещано неповышение акцизов. Но дельного разговора так и не получилось; нефтяные магнаты ждут от правительства шагов "по стимулированию инвестиций в нефтепереработку".

Странно, вся страна вот уже 15 лет, с подачи Б. Ельцина, стимулирует рост сверхдоходов российских нефтяных нуворишей, а им все мало...

Сейчас по ценам на нефтепродукты РФ "выбилась" на уровень мировых стандартов, и наши сырьевые миллиардеры ведут соответствующий этому уровню "великосветский" образ жизни. В целом же Россия по уровню жизни отстает даже от некоторых слаборазвитых стран на африканском континенте. Этому факту не удивляется читатель из Нижнего Новгорода В. Сергеев: "...И инфляция, и рост цен на топливо неизбежны, будут продолжаться до тех пор, пока в России не демонополизируют нефтяной комплекс. Орудующие в нем монополисты искусственно тормозят нефтеперерабатывающее производство, так как им выгоднее продавать за рубеж сырую нефть".

Трудно не согласиться с Виктором Гавриловичем; зеленое сияние экспортных долларов вот уже полтора десятилетия слепит глаза нефтяным королям России, которым прикормленные правительственные аналитики, видимо, стесняются сказать об угрожающих масштабах приближающегося кризиса в нефтедобывающей отрасли. Потенциал ее роста был успешно заложен еще в советское время, но сейчас он почти полностью исчерпан, потому что основные производственные фонды изношены, а обновлять их никто не собирается, особенно в нефтепереработке. Ее заводы (НПЗ) - ныне позор России; всего их, насколько известно, 27, из которых 22% начали работать еще до начала Второй мировой войны, 30% - были запущены в эксплуатацию до полета Юрия Гагарина в космос. Может, поэтому такая "современная чудо-техника" позволяет нашим переработчикам нефти гнать из ее одной тонны всего лишь литров полтораста бензина. А у "всемирных борцов с международным терроризмом" этот показатель приближается к пятистам литрам, хотя и там, за океаном, за истекшие три десятка годков не было возведено ни одного нового нефтеперерабатывающего завода.

Как и сооружение высококачественных автодорог, технология производства бензина в РФ значительно ниже мирового уровня. Отсюда и качество топлива оставляет желать лучшего; у нас, говорят, даже бензин-экстра производится не дополнительной перегонкой, а добавлением антидетонационных присадок.

Получается, что и при низком качестве бензина его цена для россиян все равно повышается. Понятно и то, что наш бензин как экспортный товар не представляет никакого интереса у покупателей развитых стран; им намного выгоднее приобретать в России сырую нефть и на своем оборудовании изготавливать из нее легкие фракции. А российским нефтяным генералам того и надо, не вкладывая финансы в модернизацию перерабатывающей отрасли, они полностью, я бы даже сказал самозабвенно, отдаются любимому экспорту. Благо, и президент понимающий, постоянно призывает более плотно оседлать экспортную трубу, чтобы "обеспечить энергетическую безопасность" во всем мире. Рад такой политике и кабинет министров: чем плотнее наполняются нефтью экспортные трубопроводы, тем чаще премьер М. Фрадков подписывает постановления о повышении ставок таможенной пошлины на сырье; c 1 октября наши нефтедобывающие ОАО начнут выкладывать за тонну уже более $237. А ведь совсем недавно, с августа 2006 года, правительство ввело пошлину в $216, то есть за 2 месяца - рост почти на 10%.

Словом, на недрах России наживаются и ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании), и государство (в лице пресловутого Стабфонда), и чиновники с депутатами, лоббирующие интересы ВИНКов, и ряд зарубежных экономик, скупающих у нас дорогое сырье, которого с каждым годом "народные" российские капиталисты вывозят все больше и больше. А для внутренних нужд нефти остается все меньше и меньше, и обрабатывается она в России все хуже и хуже, ибо у нас НПЗ времен царя Гороха. Но и на это не совсем качественное топливное добро цены для российских потребителей становятся все выше и выше, напрягая не только кошельки рядовых граждан, но и всю экономику РФ, ибо она без всех видов углеводородного топлива скукожится до примитивного феодального подворья с конской тягой...

Может, ограничим экспорт? Но тогда начнут бузить хозяева нынешней жизни - сырьевые олигархи, которые лишатся фантастических доходов. Рухнет в этом случае и возводимая на основе из "черного золота" властная вертикаль, с "веток" которой посыплются миллионы зависших на ней чиновников, имитирующих на фоне нефтяной скважины-кормилицы активную государственную деятельность по строительству демократического общества. Так что без нефтяной трубы не видать нам никакой демократии. Впрочем, и с трубой все еще не совсем ясно - относительно ее роли в госстроительстве; что возводим, к чему уже пришли, каким вырисовывается завтрашний день?..

Президент-то наш громогласно и очень красиво вывел блестящие для россиян перспективы, связанные с уверенностью Владимира Владимировича в светлом энергетическом завтра России; добыча нефти и газа растет, нити трубопроводного транспорта для перегонки сырья из РФ скоро опутают, наверное, все материки и континенты, банки не успевают осуществлять проводки нефтедолларов и " газоевро". В общем, широко шагает по своим нефтяным полям Россия, собирая с них богатые всходы "зелени".

А для россиян, извините-таки, бензин все равно дорожает. Не будем в очередной раз вспоминать популярного барда и героя одной из его песен, спрашивающего у жены Зины насчет местонахождения дензнаков. Просто прикинем, если сейчас, в самый нефтяной "сенокос", бензин неуклонно дорожает, то что же будет в недалеком будущем? Не секрет ведь, что нынешнее повышение уровня добычи сырья уже сейчас сопровождается резким падением показателя нефтеотдачи пластов, а сама добыча, увы, не компенсируется процессом воспроизводства минерально-сырьевой базы. Нефтегазовые месторождения с 1992 года лишены государственного контроля за их разработкой, в результате чего структура углеводородных запасов значительно ухудшилась. Из-за этого и снижается нефтеотдача, которая является главным показателем эффективности правильного пользования запасами сырья. То есть наши потомки, изучая историю России начала ХХ I века, обязательно будут удивляться сегодняшнему факту: РФ, обладая несметными запасами нефти, находилась на одном из самых последних мест в мире по величине нефтеотдачи.

Думаю, этот печальный факт свидетельствует о том, что нынешние нефтяные "короли" России, ее власть наплевательски относятся к завтрашнему дню своей родины. Так что не стоит удивляться, если через некоторое время поставки нефти на внутренний рынок вновь значительно уменьшатся из-за очередного увеличения экспорта, а это опять подхлестнет внутренние цены на нефтепродукты, в том числе и на бензин.

А как за рубежом, куда все чаще и чаще направляют свои " бизнесстопы" российские нефтекомпании? Например, мощнейший ЛУКОЙЛ собирается упрочить свои позиции на рынках американского континента. Это ОАО только в США реализует за год почти восемь миллионов тонн нефтепродуктов; треть автозаправок ЛУКОЙЛа находится на территории Соединенных Штатов. Это, конечно, не упрек, ибо бизнес есть бизнес, и смешно было бы даже предполагать, что руководитель этой компании Вагит Алекперов ограничивает себя в детальной проработке нюансов дальнейших поставок российской нефти в США. Хотя политики и говорят, что нефть - это прежде всего политика, но главной составляющей добычи и реализации углеводородов остается обычный коммерческий интерес. Поэтому увеличение с октября пошлины на экспорт нефти наши добывающие ОАО воспринимают, естественно, без аплодисментов. Ведь, уплатив новую ставку пошлины и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), нефтяные акционерные общества не смогут оставить в своем распоряжении даже $20 за баррель. То есть показатели прибыли значительно уменьшатся - практически в два раза. Понятно, что только альтруисты в подобной ситуации будут снижать цены на ГСМ. Так, представитель ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов прямо говорит о том, что "с 1 октября будут увеличены пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов, НДПИ надо платить в прежнем объеме. Так что пока говорить о снижении цен на бензин рано...".

Словом, господа российские потребители ГСМ, ждите, когда снизится НДПИ, который, как известно, замыкается на мировых ценах на нефть. Ну, а там, глядишь, бензинчик и подешевеет...

В то же время следует, на мой взгляд, признать, что сегодняшние грустные размышления у бензоколонки в немалой степени спровоцированы и самим правительством России, которое, видимо, не может наладить тесное деловое взаимодействие с нефтяными компаниями страны. Ведь несмотря на ветхость наших НПЗ, тот же, например, ЛУКОЙЛ уверенно увеличивает объем переработки сырья на своих нефтеперерабатывающих заводах. Так, на территории Северо-Западного федерального округа НПЗ "Лукойл - Ухтанефтепереработка" выпускает в год более 3 млн. тонн продукции, 85% которой реализуется в пределах округа. Впрочем, не буду делать рекламу этому ОАО, которое эффективно работает на северо-западе России, но спокойно взирает на то, как парламент нефтеносной Республики Коми обращается за помощью к премьеру М. Фрадкову с просьбой помочь в восстановлении взлетно-посадочной полосы в аэропорту города Усинска - известного всей стране форпоста нефтедобычи в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. В этой провинции ЛУКОЙЛ зарабатывает, думаю, неплохие деньги, часть которых щедро направляет на реализацию функциональных программ развития Республики Коми. Пока председатель российского правительства будет размышлять, как ему помочь Усинску и где изыскать для восстановления его аэропорта $11 млн., ЛУКОЙЛ, предполагаю, смог бы решить эту проблему без всяких раздумий.

А, может, и ошибаюсь, может, и прав один из старейших нефтяников Севера Анатолий Гуменюк, утверждающий, что максимально на что сегодня способны большие нефтяные


26.09.2006
www.sultanov.org
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован