Наш город оказался на пороге экологической катастрофы. Что делать?

Город Тольятти исторически развивался на основе строительства крупнейших в стране промышленных комплексов. Центральный район города на базе химических заводов ( СК, Куйбышев Азот, Куйбышев Фосфор, ТЭЦ и др.), Автозаводской район развивался на основе АВТОВАЗа.

Все эти предприятия были построены более 50 лет назад и сразу становились градообразующими. Поэтому экономическая, экологическая и социальные сферы города целиком зависели от успешности и надёжности работы этих предприятий и их инфраструктуры.

      Суть нашего вопроса в том, что для обеспечения надёжной работы предприятий была необходима в больших количествах (десятки тысяч куб.метров) речная вода. Для её подачи были предусмотрены и построены четыре стальных трубопровода максимального диаметра с необходимыми насосными станциями и камерами переключения общей длиной около 40 километров. Трубопроводы из других материалов в то время в нашей стране не строились, так как производись только стальные трубы с соответствующей  сварочной технологией для их соединения. Их эксплуатационный ресурс составлял около 50-ти лет. В настоящее время этот ресурс выработан и экологическая катастрофа может случиться в любой момент, что приведёт к остановке всех предприятий «Северного узла», включая ТЭЦ. Такая же ситуация сложилась и в Автозаводском районе. Отличие только в длине трубопроводов, здесь их в несколько раз больше.

       Хозяином сети водоснабжения «Северного узла» считается завод СК. Четыре года назад завод СК заказал проект модернизации водоводов компании «Инженерная система», имеющей большой опыт в проектировании и строительстве пластмассовых трубопроводов. Сроки эксплуатации пластмассовых труб  в 1,5 – 2 раза превышают сроки эксплуатации стальных труб. В проекте была предусмотрена возможная замена стальных трубопроводов на пластмассовые. Кроме этого, в проекте в целях экономии средств и отсутствия места для дополнительных водоводов, был предусмотрен прогрессивный метод прокладки трубопроводов «труба в трубе». Цена вопроса четыре года назад составляла 520,0 млн.руб. К реализации проекта не приступили и по настоящее время, в связи с  отсутствием источника финансирования.

        В связи с тем, что прошли все сроки эксплуатации трубопроводов и крупномасштабная авария может произойти в любой момент, мы считаем, что для предотвращения катастрофы, необходимо:

1.    Подготовить всю необходимую техническую и технологическую документацию, необходимую для замены трубопроводов с учётом сохранения основного оборудования всех предприятий «Северного промузла»;

2.     Провести обследование  состояния  всех инфраструктурных объектов, включая все виды очистных сооружений (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, энергоснабжение), с целью выявления аварийных ситуаций и разработать мероприятия по их устранению или блокированию;

3.    Заказать разработку проектов, как минимум на уровне технико-экономических обоснований (ТЭО);

4.    Немедленно приступить к реализации этих проектов.

«Цена» вопроса для Автозаводского района, в связи  с необходимостью модернизации  очистных сооружений водоснабжения и большой протяжённостью трубопроводов составит десятки миллиардов рублей.

Валерий Волохович, к.т.н., лауреат премии Совмина СССР, ветеран АВТОВАЗа, эксперт газеты «Семь Верст», www.7verst.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован