16 мая 2007
9290

Михаил Карпенко: МЕГАМАШИНА

Сегодня для России переход к инновационному развитию - не просто мечта, а вполне реальное, хотя и весьма непростое дело. Следует заметить, что аналогичная задача стоит не только перед Россией, но и перед всем мировым сообществом, вошедшим в "эпоху экономики знаний". Лидеры "Большой восьмерки" на саммите в Санкт-Петербурге в июле 2006 года для совершенствования инновационного общества выступили с настоятельными предложениями поощрять:

- политику и инвестиции в сфере образования, обеспечивающие высококачественное обучение в высших учебных заведениях;

- непрерывное обучение на основе принципов Хартии Кельнского саммита "Группы восьми" "Цели и задачи обучения в течение всей жизни";

- усилия по разработке добровольных принципов для обеспечения качества в трансграничном высшем образовании;

- более эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в образовании в соответствии с Окинавской хартией глобального информационного общества и Заявлением об информационном обществе по итогам Всемирного саммита в Тунисе.

Вместе с тем реализация приоритетного национального проекта "Образование" пока главным образом связана с такими сугубо прикладными моментами, как премии учителям, гранты ВУЗам и школам, выделение школьных автобусов и т. п. Безусловно, всё это вещи нужные и важные. Очень хорошо, что у нашего государства, наконец, нашлись средства на решение этих неотложных проблем. Но главное все-таки в другом. По верному замечанию министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко, национальный проект обеспечил "достаточно серьезный старт системным изменениям в образовании". В этом и состоит его главная функция. От себя добавим, что это мощный инструмент изменения не только в образовательной, но, видимо, и в политической жизни общества.

Рассматривая проект "Образование" в таком аспекте - как инструмент будущих изменений - следует особо подчеркнуть, что нашей системе высшего образования нужна уже не просто "модернизация", но ее коренное реформирование. Масштаб этого реформирования должен быть сопоставим с масштабами преобразований, проведенных в начале 90-х годов. Тогда был введен в действие новый Закон об образовании и произошел качественный и количественный рывок. Так, только число студентов вузов выросло с 3 до 7,5 миллионов человек, в 2,5 раза! Доля лиц с высшим образованием достигла в России 22%, и теперь наша страна только в полтора раза отстает от США, где этот показатель превышает 30%. Для перехода к инновационной экономике необходимо, чтобы распространенность высшего образования у нас была, по крайней мере, не ниже, чем в США.

Важно понимать, что в XXI веке нам нужна система, гарантирующая качественное высшее образование, причем не только тем, кто живет в крупнейших городах, но и по всей стране, в любой ее точке. Не только учащейся молодежи, но и тем, кто напряженно работает или растит детей. Нужна система, обеспечивающая высочайшую производительность педагогического труда и позволяющая по максимуму использовать потенциал преподавателей высшей квалификации. В настоящее время информатизация образования в рамках национального проекта ограничена в основном оснащением общеобразовательных школ компьютерной и телекоммуникационной аппаратурой. Большое внимание уделяется широкополосному подключению к Интернет. Предполагается, что за три года поддержка будет оказана примерно 40 субъектам РФ. Эти регионы первый вице-премьер Правительства Российской Федерации и куратор приоритетных национальных проектов Дмитрий Анатольевич Медведев назвал "пилотными". По его словам, в отличие от первых шагов нацпроекта в дальнейшем будет большее внимание уделяться "комплексности модернизации".

Важная задача заключается сегодня и в том, чтобы наилучшим образом использовать возможности трансграничного образования. Не случайно Президент России В.В.Путин поручил в апреле Министерству образования и науки РФ совместно с МИДом России представить предложения по увеличению объема образовательных услуг и технологий, предоставляемых государствам - участникам Содружества Независимых Государств, в том числе по увеличению количества мест в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, финансируемых за счет средств федерального бюджета, для обучения студентов из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также по развитию сети филиалов указанных образовательных учреждений в этих государствах.

Система образования в инновационном обществе призвана готовить граждан к тому, чтобы они могли адаптироваться к переменам посредством обучения, в том числе за счет дистанционного обучения и трансграничных образовательных услуг. Эти задачи со стороны их научного обеспечения вполне способны и готовы решать структуры РАЕН, члены и научные коллективы которой достигли немалых успехов на данном направлении. Думаю, что к этой работе, в целях комплексного научного обеспечения нацпроектов в сфере образования, сегодня вполне способны подключиться и Российская академия наук, и Российская академия образования, и другие заинтересованные научные структуры.



Автор - академик РАЕН

No19 (703) от 09 мая 2007 г.
http://zavtra.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован