07 августа 2002
1630

Евгений Аркуша: Ситуация с бензином в Москве

Ведущие : Ольга Бычкова

Гости : Евгений Аркуша

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Евгений Аркуша, первый вице-президент Московской топливной ассоциации.

Ведущая эфира Ольга Бычкова.

О. БЫЧКОВА Добрый день! Наш гость - Евгений Аркуша, первый вице-президент Московской топливной ассоциации.

Е. АРКУША Здравствуйте!

О. БЫЧКОВА Итак, ситуация с бензином в Москве. Может ли столица в ближайшее время остаться без топлива? Об этом мы говорим с нашим гостем. У нас есть пейджер 974-22-22 для "Эха Москвы". Начну я с самых острых новостей сегодня. Газеты вышли с публикациями, как заголовок в "Коммерсанте": "Москва смакует последний глоток бензина" - в ближайшие дни Москва может остаться без бензина, пишет "Коммерсантъ", из-за конфликта акционеров Московский нефтеперерабатывающий завод остался без нефти и с сегодняшнего дня переходит на режим минимального потребления. Если поставки нефти не будут восстановлены, через 2 недели в столице начнется топливный голод со всеми последствиями это написал сегодня "Коммерсантъ". Но буквально только что мэр Москвы Лужков заявил, что ситуация с поставками нефти на Московский нефтеперерабатывающий завод стабилизировалась, и по его словам, на днях в работе завода действительно были сложные моменты. Это было связано с желанием компании "Сибнефть" поучаствовать в нефтяном бизнесе Москвы с точки зрения управления заводом, что не получилось. На рынке не должно быть одного хозяина, об этом твердо заявил мэр, и сказал так же, что ночью он переговорил с губернатором Чукотки Абрамовичем, поставки нефти в Москву были восстановлены. Итак, насколько вообще реально оставить Москву без бензина?

Е. АРКУША Я должен успокоить москвичей. На самом деле, никакого кризиса нет. Бензин в Москве есть и будет, и Москва без бензина не останется. Во-первых, московский завод действительно закрывает достаточно большие объемы, больше половины объема топлива, поступающего на московский рынок, закрывается поставками с московского завода. Остановить завод практически невозможно, т.к. это серьезный технологический процесс. И остановка завода невозможна по нескольким причинам, и чисто технологическим, и в силу того, что все-таки контрольный пакет Московской нефтяной компании, которой принадлежит завод, у московского правительства. Я абсолютно уверен, что работая уже 10 лет на этом рынке в тесном контакте с московским правительством, абсолютно уверен, что правительство Москвы и Лужков никогда не допустят остановки завода, и соответственно, бензинового кризиса в Москве. Лужков правильно сказал не должно быть одного хозяина ни на Московском нефтеперерабатывающем заводе, ни на рынке московском нефтепродуктов. И Москва находится в исключительном положении вообще в стране, т.к. на московском рынке нет никакого монополизма. Работают 5-6 крупных нефтяных компаний, независимые трейдеры. И ситуация такова сегодня, что если кто-то один выпадает из поставок, он немедленно замещается поставками другого трейдера. И в этом смысле Москва абсолютно рыночно защищенный город. Здесь создана здоровая конкуренция, и как бы весь опыт нашей работы говорит о том, что уход одного трейдера немедленно замещается другим. Поэтому абсолютно уверен, что никакого кризиса нет, и все в Москве будет хорошо. Другое дело, то, что происходит на московском заводе, вот эта паническая волна, которая поднялась в некоторых СМИ вчера это отзвуки борьбы за управление московским заводом, что мне не хотелось бы комментировать, потому что это отношения разных хозяйствующих субъектов. Но то, что эта волна поднята как одна из средств давления для принятия некоторых решений, в этом я уверен. На самом деле, экономики здесь нет никакой, одна политика.

О. БЫЧКОВА Т.е. выяснение отношений на Московском нефтеперерабатывающем заводе на интересах потребителей топлива сказаться не должно?

Е. АРКУША Я абсолютно уверен, что этого не будет, именно потому, что есть здоровая конкуренция. И потому, что московский завод не остановится. И сегодняшнее выступление Лужкова это подтверждает. Конечно, все вопросы будут решены.

О. БЫЧКОВА Остановить нефтеперерабатывающий завод невозможно, вы говорите технологически, экономически, как?

Е. АРКУША И технологически, и экономически, и политически. Вопрос остановки завода это вопрос экономической безопасности города. И Москва очень внимательно следит за всеми нюансами, которые возникают на этом рынке, т.к. от этого зависит в том числе и экономическая безопасность города. Есть соответствующее управление, которое возглавляет А.Б. Корсак, он бывший начальник управления транспорта и связи, член совета директоров Московского нефтеперерабатывающего завода, человек, который абсолютно в теме, разбирается во всех вопросах обеспечения города нефтепродуктами. И конечно, вот по этим всем моментам, и технологическим, и экономическим, и политическим этого никогда не будет.

О. БЫЧКОВА Ситуация в Москве с топливным рынком, как вы заявили, уникальна в своем роде на этом рынке в Москве нет монополиста. Значит ли это, что в России как-то все иначе обстоит?

Е. АРКУША К сожалению, действительно во многих регионах наблюдается присутствие 1-2 нефтяных компаний. Министерство по антимонопольной политике не считает, что это монополизм, т.к. у нас нет понятия регионального монополизма, есть понятие монополизма в масштабах страны. А по сути региональный монополизм, конечно, есть. Скажем, рядом с Рязанским заводом монополизм "ТНК", в Омске "Сибнефть", в Ярославле "Славнефть" и т.д., в Нижнем Новгороде "Лукойл", даже недавно была там попытка завести уголовное дело по этому поводу. Конечно, некий монополизм есть, т.к. тот, кто поставляет нефтепродукты в данный регион, он имеет возможность и цены диктовать, и условия покупки для независимых трейдеров, условия реализации. Конечно, в этом смысле монополизм есть. В Москве этого нет.

О. БЫЧКОВА С этим же связан, вероятно, разброс цен на бензин в разных регионах РФ.

Е. АРКУША Конечно, и с этим тоже.

О. БЫЧКОВА - Если говорить о ценах. В последние месяцы мы наблюдали резкий скачок цены на бензин, это было не только в Москве. Вроде бы в последние недели цены, по крайней мере, перестали расти на глаза. Но как мы знаем, пик сезона еще впереди конец августа начало сентября.

Е. АРКУША Действительно, цены росли, начиная с апреля, сейчас цены стабилизировались, даже имеют некоторую небольшую тенденцию к снижению в рознице. Это было связано, и вообще всегда, чтобы было понятно, розничные цены всегда вытекают из оптовых. Не могут розничные торговцы сами диктовать цены на АЗС. Скажем, в Москве в том числе и рынок диктует цены, это абсолютно здоровая конкуренция между многими трейдерами, работающими в Москве. Как бы не хотели розничные торговцы повысить цены, рынок все равно все это приведет к общему знаменателю.

О. БЫЧКОВА Тем не менее, на разных заправках некоторые колебания есть. Есть также разница цен между Москвой и Московской областью. Буквально за МКАД почти уже на рубль дешевле. В каких рамках владельцы заправочных станций все-таки могут влиять на цены?

Е. АРКУША В Москве ситуация такая. Действительно есть разница в ценах. Она определяется, во-первых, с кем работают розничные торговцы, работают они на условиях франчайзинга, или это собственность нефтяной компании, или это абсолютно независимый трейдер. Естественно, условия поставки отличаются, отличаются и цены. Второе очень важно место расположения заправки. Если это заправка на хорошей магистрали с высокой пропускной способностью, там цена может быть выше. Если заправка расположена в неудобном месте, в тупиковом районе, в промышленно-коммунальной зоне, где нет большого потока машин, естественно, для привлечения клиентов владелец снижает цену.

О. БЫЧКОВА Это практические выводы для потребителей.

Е. АРКУША Естественно, потребитель прекрасно знает. Но, тем не менее, снижать цены, с одной стороны, очень хотелось бы, потому что чем меньше цена, тем больше людей заправляются на этой заправке. А с другой стороны, мы не можем снижать, т.к. экономика такова, что бесконечно нельзя снижать цены. Есть цена, есть расходы, есть налоги. В конце концов, мы должны иметь какую-то прибыль для воспроизводства и для компенсации вложений. Поэтому всегда соблюдается баланс цен, который определяется спросом, предложением, оптовыми ценами, местом расположения АЗС. Да, в области цены ниже по целому ряду причин, в том числе и очень сильно влияет на цену качество топлива. Не секрет, что кроме больших товарных потоков топлива, которые поступают от крупных нефтяных компаний и покупают сети АЗС, которые дорожат своим именем, есть еще и некие поставки т.н. суррогатного топлива в Москву, которое делается разными кустарными способами. Это топливо, естественно, дешевле. И эти поставки приводят к колебаниям в ценах, в том числе и в области.

О. БЫЧКОВА Насколько велика доля суррогатного топлива? Это то же, что некачественное топливо?

Е. АРКУША Ну, как правило, суррогатное топливо некачественное топливо, да. В Москве, на самом деле, его процент резко сократился, где-то не более 10%. В области больше, но мне трудно сказать, сколько. Чем дальше от Москвы, тем хуже топливо, тем ниже цены.


О. БЫЧКОВА Но количество некачественного суррогатного топлива в Москве было сокращено, прежде всего, благодаря экономическим механизмам или каким-то контрольным жестким тоже?

Е. АРКУША Целый ряд моментов. С одной стороны, это, естественно, контроль, а с другой стороны, основная причина в том, что пришли крупные нефтяные компании, в Москве появились сети АЗС крупных компаний. Компания, естественно, дорожит своим именем, есть соответствующая служба безопасности, которая контролирует то топливо, которое продается на АЗС, работающей под флагом данной нефтяной компании. Но главное, все-таки, это борьба за клиента. Не может владелец АЗС, который пришел всерьез и надолго, потерять клиента. А качество это один из путей борьбы. Качество обслуживания, сервиса, оборудования, в том числе и топлива. Человек, который 1 раз заправился некачественным топливом на данной АЗС, он может туда просто не вернуться. Поэтому все эти моменты экономические, технологические привели к тому, что конечно, объем некачественного топлива в Москве сокращается.

О. БЫЧКОВА Т.е. рынок топлива в Москве достиг уже такого состояния, когда производители, продавцы заинтересованы в том, чтобы работать качественно, не обманывать клиентов?

Е. АРКУША Безусловно.

О. БЫЧКОВА В России, вы говорите, это не везде так.

Е. АРКУША Россия большая страна. Конечно, в таком городе, как Москва, или на сельской АЗС, конечно, разное отношение и к своему бизнесу, и к заботе о клиентах. И машины отличаются, которые ездят в Москве и в глубинке. Все эти факторы, конечно, играют.

О. БЫЧКОВА Как ориентироваться человеку на автомобиле, который ездит постоянно, в огромном количестве заправок в Москве? Дайте практический совет.

Е. АРКУША Я бы мог, конечно, назвать 2-3 компании, но не хотелось бы этого делать. Клиент должен обращать внимание, прежде всего, на внешний вид АЗС, на качество топлераздаточного оборудования, колонки, какое освещение, какое дорожное покрытие, расположены ли колонки удобно, есть ли заправщики. Если АЗС красивая, современная, светлая, чистая, это говорит уже о том, что люди болеют за свой имидж, и наверняка на этой заправке будет качественное топливо. Если стоит какая-то убогая АЗС на курьих ножках, грязная, со старым оборудованием, скорее всего, ее надо объезжать стороной. И цены, ну, если рядом 2 АЗС, одна на 50 коп. дешевле, выпадает из общего баланса цен города, значит, что-то здесь не в порядке. Дешевый сыр, как известно, бывает только в мышеловке.

О. БЫЧКОВА По поводу цен на бензин. Мы начали говорить, и необходимо закончить эту тему. Мы говорили, что в последние месяцы росли цены очень сильно. Вы считаете, что такого роста в ближайшее время больше не будет? Вы начали говорить, что розничные цены в большой степени зависят от оптовых.

Е. АРКУША Объективных причин для роста цен в ближайшее время я лично не вижу.

О. БЫЧКОВА А продолжение пикового сезона?

Е. АРКУША Что такое пиковый сезон? Особых пиков нет у нас, на самом деле, при реализации. Вот сейчас лето, сейчас реализация упала, т.к. очень многие в отпусках, просто мало машин в Москве. Конец августа начало сентября это всегда увеличение объема реализации, совпадает со всякими уборочными процессами, реконструкция, профилактика на заводах. И из года в год, только в 2001 году этого не было, всегда наблюдается рост цен. Но если он и будет, то мне кажется, что он будет очень незначительным в этом году. Т.е. цена бензина достигла своего уровня додефолтовского, можно так сказать. Он стоил 35-40 центов 95-тый, 30-35 центов 92-ой, этот уровень сейчас достигнут. Это нормальный оптимальный уровень для нашей страны. С нового года могут быть изменения, т.к. принят новый закон о введении изменений и дополнений во вторую часть налогового кодекса. Он касается акцизов на нефтепродукты. Раньше акцизы платили завод, а сейчас уплата будет перенесена на заправочные станции. Еще целый ряд факторов, которые могут существенно изменить ситуацию на рынке нефтепродуктов. Но если это и будет, то с нового года.

О. БЫЧКОВА Мы продолжим после новостей.

НОВОСТИ.

О. БЫЧКОВА Напомню, наш гость - Евгений Аркуша, первый вице-президент Московской топливной ассоциации. Мы остановились на том, будут ли повышаться цены на бензин дальше, так, как они повышались в предыдущие несколько месяцев. Наш гость утверждает, что объективных причин для дальнейшего резкого роста нет. Но тут не ясно вот что. Вы сказали, что цены сегодня достигли своего оптимального уровня 35 центов за литр. Для России, это, вероятно, оптимально. Напомню, что в Европе это намного дороже, в среднем доллар за литр. Но вот ведь с 1998 года цены росли по-разному. За последние несколько месяцев они росли очень быстро. И это не выглядит плавным приближением к оптимальному уровню.

Е. АРКУША Да, но вы не забывайте, что до этого они 2 года не росли, даже падали. Практически 2 года цены не менялись, а инфляция за это время была в нашей стране, и доллар рос. Но цены не росли по целому ряду объективных причин. И настал момент, когда сезонная составляющая сыграла свою роль, и в течение короткого периода как бы компенсирующий инфляцию рост цен произошел.

О. БЫЧКОВА Т.е. рассчитывать, надеяться на то, что теперь они хотя бы немного снизятся после того, как они взмыли, не приходится?

Е. АРКУША Я сказал бы так, что нет объективных причин для роста на сегодня. Некое снижение может быть, это связано с конкуренцией, рынком. Т.е. небольшое снижение, впрочем, как и небольшой рост, может быть, в пределах 10-15 коп., но это действительно незначительные колебания. Роста цен, который произошел, на 2 рубля, в течение этого года, мне кажется, этого не будет.

О. БЫЧКОВА Слушатель Сергей говорит: "Сравните себестоимость литра АИ-92 и себестоимость литра нефти, и не сравнивайте нашу страну с Европой у нас нефти больше, чем где бы то ни было". Да, вот насколько собственно ниже должны быть цены на бензин в стране, которая добывает собственную нефть?

Е. АРКУША Настолько, насколько они ниже сейчас.

О. БЫЧКОВА Это объективные цифры?

Е. АРКУША Конечно.

О. БЫЧКОВА Слушатели говорят, что зарплаты у нас другие. Ну, да, а что ж поделаешь?

Е. АРКУША А цены в магазинах вы видите? Цены европейские, несмотря на то, что зарплата ниже. Не смущает никого?

О. БЫЧКОВА Вопрос от слушателя Петрова: "Какие функции выполняет ваша ассоциация, и кто может защитить потребителей от сговора поставщиков топлива с целью повышения цен?". Это одно из объяснений тому, что происходило за предыдущие месяцы с ценами на бензин.

Е. АРКУША Ассоциация наша объединяет примерно 80% трейдеров московского рынка, 80% по объему продаж в Москве. Ассоциация создана для того, чтобы решать проблемы, возникающие на рынке, в том числе, и в интересах клиентов, естественно. Потому что одно из направлений это и борьба за качество топлива, это борьба за экологию. Что касается защиты потребителя от сговора, еще раз хочу напомнить, что в стране есть министерство по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства. Его прямая задача защищать потребителя от сговора тех или иных производителей, продавцов. И кстати, Московская топливная ассоциация работает в тесном контакте с этим министерством. И мы находим общий язык. И надеюсь, что мы помогаем в том числе и в работе этого министерства.

О. БЫЧКОВА Ваша ассоциация была одним из участников акции по присвоению неким знакам качества московским бензоколонкам. Насколько эффективной оказалась эта мера?

Е. АРКУША Знак качества действует, он сделан даже в форме старого знака качества. Его присваивает правительство Москвы тем АЗС, на которых в течение года не было замечено ни одного нарушения правил торговли, в том числе и с точки зрения качества. Насколько он действенен лучше спросить у тех, кто у нас заправляется, смотрят ли они на этот знак. Мне кажется, да.

О. БЫЧКОВА Что делают с АЗС, которые были замечены в нарушениях?

Е. АРКУША Знак качества снимается, естественно. Ну, а дальше вступает в действие система штрафов, наказаний. И, на самом деле, конечно, самое действенное это СМИ. Конечно, хотелось бы, чтобы в СМИ очень громко звучали имена тех, которые нарушают и законы Москвы, и по торговле некачественным топливом.

О. БЫЧКОВА Алексей спрашивает: "10% некачественного бензина в Москве это много или мало?"

Е. АРКУША По-моему, много.

О. БЫЧКОВА А как в других городах, странах?

Е. АРКУША С другими странами нас не надо сравнивать, у нас всегда свой путь, тем более, что мы стоим в начале этого пути, который многие страны давно уже прошли. Это общее отношение и к жизни, и с точки зрения налогов, многих моментов, поэтому бессмысленно сравнивать с другими странами. А с точки зрения других регионов, Москве, думаю, выделяется на общем фоне по качеству топлива в лучшую сторону.

О. БЫЧКОВА "Когда будет перенесен нефтеперегонный завод в Капотне, чтобы он не отравлял здоровье всему округу? Антон"

Е. АРКУША Вопрос, на самом деле, не ко мне, а к правительству Москвы. Чтобы его перевести, надо что-то построить новое. Думаю, что в ближайшее время ответа на этот вопрос не будет.

О. БЫЧКОВА Насколько вообще безопасно иметь такие предприятия в городе?

Е. АРКУША Насколько я знаю, на московском заводе очень серьезное внимание уделяется охране, и экологической, и пожарной, и многим другим. Но бывают, конечно, чрезвычайные ситуации, но достаточно быстро локализуются, устраняются. Да, неприятно, конечно, в городе иметь, но, тем не менее, почти все наши заводы, так или иначе, расположены в черте города.

О. БЫЧКОВА Вопрос от Ивана: "Насколько опасно или безопасно жить рядом с бензозаправкой?"

Е. АРКУША Мне кажется, что ситуация с опасностью нахождения АЗС в черте города очень сильно преувеличена. С тех пор, как контейнерные АЗС были выведены, все подземные резервуары, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием, которые именно направлены на то, чтобы предотвратить ситуацию взрыва, пожара, чего угодно. Поэтому с этой точки зрения абсолютно безопасно. Ни одного случая, 10 лет я на этом рынке, какой-то ситуации на АЗС не было, связанных с самой АЗС. Были случаи разлива топлива при сливах, да, это было, но это совершенно другой момент, небрежность, человеческий фактор. Как известно, у нас самолеты падают. Остается опасность экологическая, загрязнение. Да, действительно эта ситуация есть. И правительство Москвы вместе с Московской топливной ассоциаций принимают определенные шаги с точки зрения ужесточения требований к вновь строящимся АЗС и к реконструкции уже созданных именно с точки зрения загрязнения, в первую очередь, воздуха. Это дополнительные фильтры, возврат паровоздушной смеси, которая возникает при заправке и при сливах, возврат либо в баки, либо в бензовозы. Т.е. целый ряд моментов. Есть соответствующая программа, подготовленная "Москомприродой". Эта программа реализуется, сейчас готовится соответствующее постановление правительства Москвы именно в этом направлении. Так что тут работа проводится очень серьезная.

О. БЫЧКОВА Спасибо! Нашим гостем был Евгений Аркуша, первый вице-президент Московской топливной ассоциации.


http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/19291.phtml

07.08.2002
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован