09 августа 2006
1303

Евгений Аркуша: Дорогой бензин завел чиновников

ФАС обвинила Московскую топливную ассоциацию (МТА) в провоцировании роста цен на бензин. Чиновники разных рангов тут же заговорили о введении госрегулирования бензинового рынка. Однако эксперты считают, что искусственные ограничения не решат проблему и могут привести к кризису на рынке.

Недавнее заявление Московской топливной ассоциации о повышении в ближайшее время цен на бензин власти могут признать противоправным. С точки зрения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) у нефтяных компаний нет особой необходимости в повышении цен на нефтепродукты, даже если учитывать обострившуюся ситуацию на Ближнем Востоке.

Но служба неожиданно нашла виновного в росте цен на топливо.
По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, рост цен на бензин начинается, как правило, с заявлений МТА - по новому закону о конкуренции, который вступит в силу в октябре, такие заявления могут классифицироваться как противоправные. "ФАС изучит все основания и правовые последствия заявления МТА и проанализирует его", - отметил Артемьев. По его мнению, ассоциация провоцирует повышение цен и дает сигнал для их роста. Кроме того, Артемьев обратил внимание на тот факт, что хотя МТА учреждена нефтяными компаниями, ее заявления выглядят как общественный голос.

В самой Московской топливной ассоциации к заявлению Артемьева отнеслись с некоторым удивлением. "Откровенно говоря, я в недоумении, - рассказал президент МТА Евгений Аркуша. - Мы много раз говорили, что розничные цены на бензин напрямую зависят от оптовых, которые в свою очередь привязаны к мировой цене на нефть и уровню инфляции". Более того, по словам Аркуши, на запрос ФАС о ситуации на топливном рынке МТА направила письмо на имя замглавы Московского отделения УФАС Анатолия Андруховича. В этом письме сообщалось, что оптовые цены на бензин начали расти еще в начале июля текущего года и вросли примерно на 2 тыс. за тонну.

Кроме того, в письме МТА содержался прогноз, по которому розничные цены на бензин в России будут продолжать расти и пересекут отметку прошлогоднего максимума.
"Таким образом, у ФАС был наш прогноз и обзор ситуации на топливном рынке страны, - говорит Аркуша. - Так что непонятно, чем вызваны заявления Артемьева".

Судя по всему, причины обвинений заключаются в том, что правительство пытается сдержать рост цен на бензин любыми доступными ему способами. Однако обуздать нефтяников, традиционно имеющих сильное лобби во властных структурах, трудно. Поэтому ФАС пока пытается повлиять на производителей топлива словами - по оценке службы, целесообразным является продолжение консультаций по поводу цен на топливо с нефтяными компаниями. "Нефтяные компании перегибают палку, - заявил Артемьев. - Правительство сделало все для того, чтобы не допустить роста цен на бензин через механизм налоговой политики". Также руководитель ФАС отметил, что, когда речь идет о повышении мировых цен на нефть, бензин в России каждый раз начинает дорожать, однако когда должен наступать сезонный спад топливной цены, ее никто не снижает.

Заявления Артемьева уже вызвали реакцию других чиновников. Причем многие из них вполне серьезно говорят о необходимости введения государственного регулирования топливных цен.
Глава комиссии по естественным монополиям верхней палаты парламента Михаил Одинцов заявил, что Совет федерации осенью будет рассматривать ситуацию с ценами на бензин. "Бензин является социально значимым продуктом, - пояснил Одинцов. - Поэтому нынешняя ситуация является недопустимой в первую очередь из-за того, что негативно отразится на осенних сельхозработах". По оценке Одинцова, повышение цен приведет к тому, что на сельхозработы будут вновь затрачены бюджетные средства: "Мы опять полезем в бюджет и будем распахивать мало полей, и только за счет госдотаций". По его мнению, основная проблема состоит в том, что на рынке нефти и бензина фактически отсутствует госрегулирование и 90% рынка контролируется семью-восемью компаниями.

"При таком ограниченном количестве крупных игроков топливный рынок можно назвать рынком лишь условно, - считает сенатор. - По существу, он является квазирынком".
Также Одинцов заявил, что крупные компании одним лишь повышением цен на нефтепродукты могут изменить всю ситуацию на рынке бензина России, а страдает от этого рядовой потребитель. "Необходима политическая воля в принятии решений с тем, чтобы этот рынок развивался не бесконтрольно, а был регулируемым", - считает сенатор.

Представители нефтяных компаний, судя по всему, понимают, что регулирование может быть введено, но без боя не сдадутся. И, скорее всего, в результате определенной торговли будет достигнут некий компромисс. По мнению Евгения Аркуши, государство должно создавать условия для стабилизации цен на бензин, но при этом ни в коем случае не замораживать эти цены искусственно. "Директор департамента макроэкономического развития МЭРТ Андрей Клепач совсем недавно заявлял, что у государства есть множество рычагов контроля над топливными ценами, вот пускай МЭРТ их и применит, - считает Аркуша.

- Однако эти рычаги должны быть рыночными, а не политическими".
Аналогичного мнения придерживаются и эксперты отрасли, однако, по их мнению, нефтяные компании пойдут навстречу властям и могут согласиться с мерами, подобными прошлогоднему мораторию на рост бензиновых цен. "Большая тройка" - "Роснефть", "ЛУКойл" и "Сургутнефтегаз" - вполне лояльно относится к государственным инициативам, - объясняет аналитик ИК "Финам" Тимур Хайруллин. - А более мелкие компании будут вынуждены последовать примеру крупных". Однако, по словам Хайруллина, искусственное замораживание цен не решит проблему, а наоборот, лишь обострит ее. "Нужно бороться с причиной, а не со следствием, - говорит аналитик.

- Рост розничных цен на бензин имеет вполне объективные предпосылки.
Это и мировая нефтяная цена, и привязка к НДПИ, и высокие экспортные пошлины, заставляющие нефтяников пытаться получить большую прибыль внутри страны". По мнению Хайруллина, бороться нужно именно с этими факторами. Более того, по словам эксперта, введение искусственных ограничений ситуацию лишь усугубит. "Если цены на бензин будут заморожены, компании потеряют часть прибыли, а также интерес к нефтепереработке и возможность ее финансирования, - говорит Хайруллин. - Таким образом, НПЗ не получат дополнительной стимуляции, количество выпускаемого бензина сократится и цены на него резко поползут вверх".


http://www.gazeta.ru/2006/08/09/oa_211304.shtml

Алексей Топалов

09.08.2006

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован