27 апреля 2008
1755

Эдуард МЕЛЕХИН: `Мы намерены увеличить объём строительства муниципального жилья`

На этой неделе Комитет по строительству, транспорту, энергетике и жилищной политике Законодательного собрания Камчатского края рассмотрел проект "Долгосрочной стратегии (далее Стратегия) массового строительства жилья для всех категорий граждан в Камчатском крае". Какие изменения повлечет за собой появление этого документа в стройидустрии края? С этим вопросом газета обратилась к заместителю председателя комитета, одному из разработчиков этого документа Эдуарду Викторовичу Мелехину.
- Эдуард Викторович, вообще, чем вызвана необходимость появления этого документа?
- Опыт последних лет в Камчатском крае со всей очевидностью показал, что муниципалитеты устранились от решения самой болезненной для общества проблемы - жилищной. В 2007 году введено в эксплуатацию всего 20,9 тыс. квадратных метров - по 6 сантиметров в расчете на душу населения. Реализация нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" не дала необходимый импульс для поиска разумного выхода из сложившейся ситуации, но позволила увидеть стратегическую перспективу достижения поставленных целей.
Жилой фонд края насчитывает примерно 7,2 млн кв. м. За период с 2008 по 2025 год, исходя из Стратегии, надо ввести 3,6 млн кв. м. жилья. Прогнозируется, что имеющаяся на сегодняшний день потребность в жилье в социальном сегменте может быть удовлетворена к 2016 году. А это составляет более 1 млн 370 тыс. кв. м жилья, в том числе:
- 401 тыс. кв. м для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- 389 тыс. кв. м для граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье;
- 581 тыс. кв. м гражданам, проживающих в сейсмоопасном домостроении, построенном до 1972 года.
Задача для Камчатского края крайне сложная. Президент РФ ставит прямую задачу облегчить гражданам приобретение жилья. А какими путями надо идти - это и предлагает проект рассмотренной нами Стратегии.
- Так какими путями нам нужно идти?
- Бесплатная приватизация жилья, а затем увеличение коммерческой застройки последних лет породило иллюзию, что государство решило всех сделать собственниками жилья. Однако не найти такой страны, где все жилье было бы полностью приватизированным. Даже в самых процветающих государствах сохранился довольно крупный сектор наемного жилья. Даже при включении всех механизмов поддержки коммерческое жилье экономкласса оказывается не по карману очень и очень многим нашим жителям. Более того, многие предпочитали бы арендовать помещения, имея средние доходы. Ведь кроме прав собственности существуют обязанности. Жилье нуждается в уходе, поддержании всех систем в исправном состоянии. Не случайно после бесплатной приватизации жилья некоторые владельцы решили либо продать его, либо обменять на более скромное, либо деприватизировать. С 2010 года, как известно, бесплатная приватизация прекращается. Следует ожидать повышения спроса на рынке наемного жилья как коммерческого, так и социального. Стратегия предусматривает, что государственные органы должны способствовать его развитию.
Сразу же оговорюсь, что речь идет о проекте будущего документа. Еще предстоят согласования с министерствами и ведомствами. Словом, обычная процедура.
- Хорошо, давайте обратимся к примерам. Допустим, доходы семьи ниже прожиточного минимума, тогда...
- Тогда она может рассчитывать на бесплатное предоставление жилья на условиях социального найма. Более того, в ряде случаев субсидированию могут подлежать квартплата и жилищно-коммунальные услуги.
- А если доходы выше прожиточного минимума, но недостаточно высокие для найма жилья?
- В таком случае муниципальное жилье будет предоставлено в социальный наем с так называемым частичным субсидированием. Это означает платное предоставление опять-таки отдельных квартир с государственным субсидированием части расходов на аренду и оплату жилищно-коммунальных услуг. Разработчики Стратегии исходят из того, что предельный уровень расходов на наем не должен превышать 10 %, а на оплату ЖКУ - 15 % совокупного дохода семьи. Согласится ли с этим наше правительство вместе с госпожой Инфляцией - покажет время.
- Допустим, семья обеспечена лучше, чем семьи, попадающие под условия социального найма, но ниже уровня, позволяющего приобретать жилье в собственность даже с использованием накопительных и кредитных схем. Что говорит Стратегия?
- По варианту Стратегии, должен включаться механизм вычета из налога на доходы физических лиц на сумму, потраченную на аренду. Довольно распространенный случай, когда доходы выше уровня, позволяющего приобретать жилье в собственность с использованием различных механизмов поддержки, но средств не хватает, чтобы вовсе отказаться от помощи. Такое вот "пограничное" состояние, и семья претендует на покупку в собственность жилья экономкласса. На подмогу придут льготные кредиты и опять-таки соответствующий вычет из налога на доходы физических лиц.
- Ладно, допустим, захотели граждане объединиться для строительства жилья...
- В таком случае тем, у кого доходы позволяют не прибегать к посторонней помощи, во всяком случае при приобретении второго и третьего жилья на какие-либо послабления рассчитывать уже не стоит.
- У любой стратегии должны быть ориентиры, на какие цифры ориентируются разработчики стратегии?
- По расчетам интенсивного прогноза, если к 2015 году Камчатский край будет вводить по 190 тыс. кв. м жилья в год, то прирост к 2025 году должен составить 3,6 млн кв. м, и среднестатистический камчатский житель будет обеспечен как минимум 36 кв. м общей площади жилья (сейчас 21,9 кв. м).
- Что может помешать достижению благих целей программы?
- В первую очередь - снижение инвестиционной активности. Высокая инфляция, рост тарифов на ЖКУ и недостаточное финансирование жилищных социальных программ. И еще... Весь груз ответственности ляжет на муниципалитеты, а они пока к этому не готовы.
- Будем надеяться, что пока не готовы...
- Мы исходим из того, что государственная власть в крае будет выполнять не только регулирующую роль на рынке жилья, но и сама в строгих рамках будет принимать самое активное участие в рыночной деятельности - это и комплексное освоение новых территорий, обеспечение земельных участков инженерной, коммунальной и социальной инфраструктурой, развитие ранее застроенных территорий, распространение малоэтажного строительства, капитальный ремонт жилья.
Но, не взирая на наличие отрицательных факторов, сегодня у края имеются все возможности для увеличения объемов строительства жилья. Нужны меры, а эти меры должны быть предусмотрены в разработанных программах на основании стратегии.
- В результате исполнения Стратегии что нас ждет? Если можно, обозначьте в нескольких пунктах.
- Увеличение объема строительства.
- Увеличение объема ипотечных кредитов.
- Сокращение времени нахождения граждан в очереди до 7 лет (до 2015 года обеспечить очередников, состоящих на учете до 1.01.2008 г.)
- Увеличение количества граждан, имеющих возможность участвовать в приобретении жилья, с 0,7 до 20%.
- Обеспечение зонирования территорий. Это один из элементов составления генерального плана. Нужно понимать, что без генплана нельзя дальше двигаться.
- Обеспечение инженерной подготовки территорий (все ли на территории сделано для жилищного строительства).
Остается добавить, что положения жилищной стратегии будут являться базой для единого понимания роли жилищного строительства, эксплуатации жилого фонда и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, бизнесом, собственниками и нанимателями жилья.
- Спасибо. Желаю Вам удачи в осуществлении Ваших планов.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.

www.kamvesti.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован