Эксклюзив
Куприянов Алексей Иванович
20 февраля 2014
4378

Адвокат Алексей Куприянов: Телереклама вреднее `спама`

С назойливыми предложениями о покупке того или иного товара или услуги сталкивался каждый. На жаргоне Интернет-сообщества это называется - "спамом". В российском законодательстве спам запрещен. Запрещение содержится в двух федеральных законах. Прямое запрещение - в законе "О рекламе" (статья 18) и косвенное в законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (статья 10). Несанкционированная Интернет-реклама действительно не слишком приятна, но все же существенно менее социально опасна, чем гигантские мелькающие экраны на обочинах московских магистралей или горы бумажного рекламного мусора на свалках по всей стране. Про разнообразный вред от назойливой телерекламы и говорить не приходится. Есть виды рекламы, от которой вовсе нет спасения - звуковая реклама на транспорте, реклама на асфальте, звонки по вашим личным телефонам, контекстная реклама на информационных сайтах. А со спам-напастью бороться уже в целом научились. Можно поставить личный или корпоративный антиспамовый фильтр, можно пользоваться "чистой" почтой крупных поисковых систем и ваша личная проблема будет решена. Кроме того, недопущение спама до вашего ящика без вашего согласия - есть цензура сообщений. Кто-то ведь за вас должен решать, какое из поступивших вам писем - спам? Значит, он будет иметь законный доступ ко всей вашей почте. Следует помнить и о том, что есть граждане, читающие спам, пользующиеся этим видом рекламы. Читают и покупают, иначе спамеры давно бы обанкротились. С какой стати потребителям это запрещать? Следует признать, что названные выше отраслевые запреты слишком общи и для реального применения требуют детализации. Законодательство не содержит критериев отнесения того или иного сообщения к массовой рассылке. Может быть, в этой области рекламы нужно что-то дополнительно урегулировать. Но почему-то у некоторых общественных деятелей, включая депутатов, любое регулирование любого явления общественной жизни ассоциируется только и исключительно с уголовным законодательством? В 2008 году провалилась попытка введения даже административного наказания за спам. Законопроект депутата С.Капкова не смог дойти до первого чтения, и был снят инициатором. Позже об уголовной защите от спама радел депутат И.Пономарев. Теперь опять тащат эту идею в думу. Всем спам-рекламистам грозят уголовной ответственностью, при этом подменяя понятия. Поскольку никакой социальной угрозы от собственно спама не усматривается, то привязывают к спаму распространение вирусов под видом спама. Но это совсем другая проблема и за распространение вирусов уголовная ответственность давно предусмотрена статьями 273 и 274 УК РФ. Причем тут спам-реклама? - Представляется, - заявил известный московский адвокат Федор Куприянов, - что речь идет о попытке отсрочить в России начавшийся по всему миру передел общего рекламного рынка в пользу всех видов рекламы в Интернете. Распространителям традиционной и телерекламы это, понятно, не нравится. А у этих монстров - сильные лоббисты. Кроме того, есть группы граждан, которые хотели бы "саморегулировать" Интернет. Для них спам - повод само утвердиться и заработать, всячески преувеличивая проблему и запугивая общественность. Надеюсь, что новые попытки криминализации спама, ждет судьбы всех предыдущих. Алексей Куприянов, адвокат, член редакционного совета журнала "Уголовный процесс", эксперт Госдумы РФ

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован